?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Если кто не помнит  - то вот мой давнишний пост на данную тему: http://eugenph.livejournal.com/82231.html
Выдалась пара минут - и я решил создать инициативу на РОИ со своим видением вопроса.
Конечно, шансов маловато, но по крайней мере, увижу, как народ к моим мыслям относится.

"Та система школьного образования, которую наша страна имеет в настоящее время - наследии СССР. По каким параметрам и для чего формировалась школьная программа в прошлом веке - уже, наверно, никогда и не выяснить.

Однако сейчас уже 21-й век. Слепо копировать "достижения" прошлых лет - наверно, не очень разумно.

На мой взгляд, в настоящее время школьная программа перегружена абсолютно бесполезными "знаниями". Сознательно беру слово "знания" в кавычки, так как те сведения, что приходится зазубривать в школе, по моему мнению, ничего общего с реальными знаниями о мире не имеют.

Например: математика - несомненно, одна из важнейших дисциплин. Каждый человек ежесекундно сталкивается с необходимостью что-то считать, пользуется одним из четырех основных арифметических действий. Однако, школьная программа отнюдь не ограничена арифметикой - по непонятной причине в школе проходят и совершенно "мертвые" академические пласты знаний - логарифмы, интегралы и прочее. Ничего из перечисленного в практической жизни после школы человеком не применяется и естественно, просто "выветривается из головы" в течении года после окончания школы (если, конечно, он не получает профильное высшее образование).

Математика - просто пример. Аналогичная ситуация и русским языком - когда учеников заставляют погружаться в дебри языкознания, и химия и так далее.

Получается, что вся система занимается "очковтирательством" - учителя требуют "зазубривать" ту информацию, которая абсолютно не нужна 95% процентам учеников, теряя время, государственные деньги и перегружая детей пустыми и бессмыслеными "знаниями".


Практический результат

1) Экономия денег государства и времени учителей. Не будет "уравниловки" в образовании - теперь учителя-предметники будут работать только в "профильной" аудитории учеников, что несомненно повысит уровень образования.

2) Избавление от "балласта". Не будет необходимости более "тянуть" неспособных учиться детей - если при прохождении тестирования не было выявлено способностей ни к одному предмету - такого ученика можно спокойно отчислить или продолжать его "обучение", но уже на платной основе - за счет средств родителей.

3) Ранняя специализация ребенка в выбранной области знаний, и как следствие - ранняя подготовка к высшему профильному образованию и профессии.

Решение

Предлагаю организовать реформу школьного образования следующим образом:

1) До 5 класса - единая стандартная программа для всех, включающая иностранный и русский язык, математику и так далее. До конца 5-го класса все ученики должны получить базовые знания об окружающем мире и базовую программу. На этом всеобщее бесплатное образование должно считаться законченным.

2) С 6 класса - проводить многократные тестирования учеников (не реже раза в четверть), позволяющие определить таланты и предпочтения конкретного ребенка. Например, по результатам тестирования будет выявлено, что ребенок имеет явную склонность к математике и физике - тогда его переводят в группу углубленного изучения данных предметов. Те предметы, к которым данный ученик не проявил интереса или если по результатам тестирования не был получен минимальный проходной балл - данным учеником более не изучаются.

3) Внутри каждой группы по углубленному изучению предмета также каждую четверть должны проводится тестирования - это позволит не только контролировать качество и количество полученных знаний, но и вовремя удалять из групп учеников, не справляющихся с программой.

4) Итоговые ГИА и ЕГЭ сдаются только по тем предметам, по которым ученик проходил углубленное обучение.

5) Если ученик или родители ученика желают, чтобы он посещал какой-то предмет, но при этом на тестировании способностей к данному предмету у него выявлено не было - то возможно включение данного ученика в группу на платной (за счет родителей) основе.

Все тут: https://www.roi.ru/19274

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
hippo
Mar. 20th, 2015 07:02 am (UTC)
По ссылке - "Страница не найдена".
eugenph
Mar. 20th, 2015 07:19 am (UTC)
Странно, видимо какой-то глюк.
Скопирую текст в пост.
hippo
Apr. 24th, 2015 05:15 am (UTC)
Спасибо. Но ссылка все равно 404
mike_sign
Mar. 20th, 2015 09:43 am (UTC)
все замечательно, НО... (далее ИМХО)

- все же школа должна не столько "давать знания", сколько "учить учиться" -- если только давать знания, то это будут поколения людей, прикованных к станку, не способных научиться ничему новому (возможно, это правильно, последние поколения "менеджеров среднего звена" - просто душераздирающее зрелище)
- у многих детей просыпается интерес к предметам ( или точнее интерес к процессу (само)обучения) уже под конец школы -- как быть с такими?
eugenph
Mar. 21st, 2015 10:29 pm (UTC)
Не думаю, что предлагаемая мной концепция будет мешать "учить учится". Просто происходить это будет в нескольких областях знаний, а не во всех.
eugenph
Mar. 21st, 2015 10:31 pm (UTC)
Думаю, если вдруг появился интерес - то ничего не мешает пройти тест по интересующему предмету и пойти им заниматься. Только вот возможно десятикласснику придется посещать его вместе с семиклассниками - чтобы начать с минимального уровня.
serge_e
Mar. 20th, 2015 03:04 pm (UTC)
Есть только один интересный нюанс, имеющий отношение к точным наукам (математика, физика и т.п.) - степень понимания зависит от развития ("взросления") мозга, и эта скорость у разных людей весьма сильно отличается. Т.е. бесполезно учить абстракциям, пока нет аппарата для понимания.

Как результат предложенной реформы с легкостью получим ситуацию, когда дети с хорошей памятью к концу 5 класса будут показывать отличные результаты по арифметике, но отобранные в мат-классы полностью сдуются через 3-4 года, поскольку абстрактное мышление у них так и не разовьется. Ну и обратная ситуация, дети со средней памятью, уступающие "отличникам", к 8-9 классу имеют значительно лучшие результаты за счет более развитого "абстрактного воображения". Но мы им уже не даем развиваться, поскольку в 5 классе они пошли в более слабую целевую группу по обучению.

в 4-5 классе у большинства нет никакого абстрактного мышления.
shipreck_s
Mar. 20th, 2015 05:31 pm (UTC)
+1
Какая-то специализация возможна не ранее 8-го класса.
eugenph
Mar. 21st, 2015 10:34 pm (UTC)
Если честно - не понял. Почему у детей в матклассах не будет развиваться абстрактное мышление?

Edited at 2015-03-21 10:42 pm (UTC)
serge_e
Mar. 23rd, 2015 08:48 am (UTC)
Потому что таких детей не будет в этих мат-классах. Исходя из предложенной логики отборов-тестирований.

В среднем, абстрактное мышление начинает развиваться после 12 лет. До этого у ребенка "работает" практическое мышление, и впереди по успеваемости, тестам и т.д. оказываются дети, обладающие лучшей памятью. Хорошая память не равна абстрактному (математическому) мышлению. Тут уже упоминалось в комментариях про смену "интеллектуальных лидеров" в школе на средней ступени.

В общем, как минимум до 14 лет программа должна быть общая. Дополнительные вещи легко вводятся (как это и было раньше) на базе школьных/городских кружков.

Если посмотреть на ту 10 летнюю систему школьного образования, которая была, то достаточно жесткая сортировка происходила после 8 класса, что соответствовало физиологической норме. Так что не надо изобретать велосипед.

PS
Все это очень хорошо видно на примерах с известными мат-школами, которые уже достаточно давно пытаются начать работу с начальными классами - массового результата в старших мат-классах у этих специально отобранных детей (при раннем отборе) не наблюдается. Все результаты по-прежнему обеспечиваются за счет детей, пришедших в эти школы уже в средней школе (7-8 класс и старше).

PPS
Если так уж хочется продвинуть что-то новое в образовании, то вперед, своя частная школа и любая методика. После 10-12 лет можете обобщить результаты.
shipreck_s
Mar. 20th, 2015 05:37 pm (UTC)
Школьную программу дерут все, кому не день. И я, честно говоря, через 20 лет после окончания школы с еще советской структурой обучения, не вижу в ней ничего особенно плохого. Кроме разве что безобразного преподавания иностранных языков.

По поводу интегралов пример просто порадовал:) В школах дают лишь понятия о математическом анализе. Предел, производная, интеграл. Это, простите, тот объем знаний, который нужен "менеджеру среднего звена" (с) для того, чтобы понять, какова динамика успехов у его подчиненных. Даже если он занимается не ракетами, а торговлей бананами.

Edited at 2015-03-20 05:43 pm (UTC)
eugenph
Mar. 21st, 2015 10:37 pm (UTC)
Не согласен.
Я не пользуюсь никакими навыками из благополучно забытой алгебры в управлении персоналом и планировании бизнеса. И даже не могу представить, как и куда тут воткнуть интеграл или логарифм.
Соответсвенно - это мертвое знание, укравшее мое время во время обучения в школе.

Edited at 2015-03-21 10:41 pm (UTC)
shipreck_s
Mar. 21st, 2015 11:29 pm (UTC)
Вы не пользуетесь, а вот я - пользуюсь:)
Поэтому судить об эффективности школьной программы по карьере одного человека - ошибка. Школьная программа - это что-то вроде автомата для массовых армий. Она сделана одна для всех. И для будущего водителя мусоровоза, и для академика. Поэтому относиться к ее модификациям надо очень осторожно. И тем более не опираться в этом процессе на статистические выборки типа "я и мои знакомые".
eugenph
Mar. 22nd, 2015 06:57 pm (UTC)
Я знаком с понятием репрезентативности, и вовсе не пытаюсь использовать как доказательство чего-либо. Это - просто пример.
И я действительно не понимаю, зачем забивать себе голову всякой чушью, если любая аналитическая программа посчитает быстрее и лучше. Ну, а умения работать с персоналом и бизнес-чутье, имхо, не заменят ни интегралы, ни теорема Пифагора.
mike_sign
Mar. 23rd, 2015 08:54 am (UTC)
вот тут как раз у вас ошибка в понимании процесса: да, грузчику с почти нулевой вероятностью понадобятся знания (даже поверхностные) про античную историю или те же логарифмы, и да, "умения работать с персоналом и бизнес-чутье, имхо, не заменят ни интегралы, ни теорема Пифагора", но все же мы не должны делить людей на страты, школа должна давать шанс всем без исключения, вне зависимости от степени развитости на тот или иной момент времени.
eugenph
Mar. 24th, 2015 05:24 pm (UTC)
"но все же мы не должны делить людей на страты, школа должна давать шанс всем без исключения, вне зависимости от степени развитости на тот или иной момент времени" - поясните, пожалуйста, свою мысль. Почему это не должны?
mike_sign
Mar. 24th, 2015 07:22 pm (UTC)
я считаю, что отсутстие "социальных лифтов" отрицательно сказывается на развитии общества, а деление на страты, попадние в низшие касты достойных, а в высшие касты недостойных (понятно, что все это не в массовом порядке), тем более в начале жизни... нет, мне такая перспектива не нравится. я не могу пожелать своим детям, чтобы их благосостояние целиком зависило от того, как я сегодня и сейчас могу их обеспечить.
по вашей программе получается, что наибольшими шансами будет обладать ребенок, полностью попадающий в ритм вашей программы. малейшее отклонение - крах всей жизни. это приведет (по вашему мнению) к выживанию сильнейшего... а скорее, не лучшего (более умного, более способного, более усидчего), а более приспособляемого, того, кто не стремится к новому, а только к максимально точному выполнению программы. это приведет к тому, что все отсеянный так и не получит возможности роста, а те, кто получил этот шанс, не смогут его реализовать.
если конечно, в вашу программу сделать дополение, что перманентное экзаменование делается для того, чтобы находить таланты, если будет система, которая будет тянуть людей... то, возможно, это все и взлетит...
harly_c
Mar. 21st, 2015 12:48 pm (UTC)
Всеобщее обязательное бесплатное образование это уровень среднестатистического гражданина, которого хочет получить государство и общество. Если обязательны только три класса, то через 15 лет получим ситуацию, как Африке, Бразилии или Таджикистане, где большинство даже разнорабочими не смогут полноценно работать.

Тестирования каждую четверть и фильтрация по результатам это вообще что-то за гранью. Именно 6-9 класс это ломка всей иерархии в школе, звезды начальной школы становятся среднячками, а те, кто в 5-м классе знал математику на 4 начинают не вылазить с олимпиад.
eugenph
Mar. 21st, 2015 10:39 pm (UTC)
Ну, можно сдвинуть на пару классов начало специализации. Хотя, имхо, ничего кардинально это не изменит, кроме как добавит лишние траты человеческих ресурсов и денег.
harly_c
Mar. 22nd, 2015 12:15 am (UTC)
Если во главу угла ставить лишние траты человеческих ресурсов и денег, то проще с 7 класса проводить конкурсы на поступление на следующий год, а еще лучше просто объявить образование с 5 класса платным, а неимущие пускай ищут гранты. У нас и так нормального специалиста сложно найти, а так через 15 лет все встанет на свои места - будет сырьевая колония африканского типа и никаких производств и импортозамешений.

По поводу логарифма - вы ими не пользуетесь, а некоторые при расчете бизнес-стратегии используют матаппарат, где интеграл (или сумма по большой выборке) это лишь один из базовых элементов. А некоторые "успешный" бизнес строят без высшего образования и с парой ходок за плечами, вот только ни одного такого разработчика электроники или оборудования я не знаю. А вот отличных экономистов и юристов из бывших инженеров и метеорологов знаю.

Предлагаемая Вами идея это возврат в 19 век, а сейчас на дворе 21 век, где у социологов фетишем является горизонтальная мобильность и перенос мастерства. Чем к большему спектру знаний получит доступ человек, тем больше у него возможностей найти себя и максимально самореализоваться. Теорию вероятности не обманешь.
eugenph
Mar. 22nd, 2015 06:59 pm (UTC)
Значит, разработчики электроники будут получаться из тех, кто учился в физмат классах, чего и следовало ожидать, собственно.
И насчет платного образования - идея неплохая, кстати.
mike_sign
Mar. 23rd, 2015 09:05 am (UTC)
я бы все же оставил школу в покое (ну не совсем конечно), и предложил подумать над проблемой профессионального обучения - ПТУ и техникумы востребованы прямо сейчас, а уж тем более при проведении реформы школьного образования в той степени, как описано у вас
eugenph
Mar. 24th, 2015 05:24 pm (UTC)
И что Вы предлагаете в аспекте профессионального образования?
( 23 comments — Leave a comment )

Profile

eugenph
Evgeny Spiridonov

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Emile Ong